Маркетинг для РЖД. Быть или не быть?

Маркетинг для РЖД. Быть или не быть?

Российские железные дороги испытывают острую конкуренцию с авиакомпаниями. Как только у потенциального пассажира появляется чуть больше денег и возможность выбирать между поездом и самолетом, он зачастую выбирает самолет. С чем это связано и как железные дороги могут победить авиаперевозки?

Главная причина почему люди предпочитают самолеты поездам, это страх выпасть из жизни. Это чувство даже сильнее страха эту жизнь потерять авиаперелета. Раньше когда жизнь протекала медленнее, человек мог себе позволить два-три дня лежать на полке в купе, разгадывать кроссворды, и ни о чем не думать. Сейчас такую роскошь себе могут позволить только пенсионеры, которые вряд ли являются самой платежеспособной аудиторией (читай: целевой аудиторией РЖД). Современный же человек, не может себе представить даже пару часов, ни говоря о днях, без проверки электронной почты, одноклассников, вконтакте и фейсбука, а более молодые без твиттера и инстаграма. Если во время перелета еще как-то можно перетерпеть пару часов, то сутки в поезде могут вызвать нехилую ломку.

Решение этой проблемы очень простое – обеспечить быстрый и бесплатный (включенный в стоимость билета) wi-fi доступ в интернет для всех пассажиров поездов на всем пути следования. Технически это сделать должно быть не слишком сложно, по всем железнодорожным путям основных магистралей в России проходит оптоволокно Транстелекома (ТТК). Технологии в этом вопросе на стороне РЖД, тот, кто пользовался хоть раз интернетом на борту самолета, подтвердит, что соединение и скорость в воздухе очень далеки от идеала. Постоянные просьбы стюардесс отключить электроприборы при взлете и посадке добавляют еще один плюс в потенциальную копилку конкурентных преимуществ РЖД.

маркетинг, ржд, авиакомпания

Схема оптоволоконных линий Транстелекома. Фрагмент схемы с официального сайта компании

Интернет в поезде – это конкурентное преимущество для большинства платежеспособных сегментов. Для бизнес пассажиров это возможность спокойно навести порядок в своих делах – разобрать рабочую электронную почту, проверить важные документы, проработать проекты и просмотреть презентации. Для молодежи – зависнуть на несколько суток вконтакте, они даже не заметят, что находятся в дороге. А какие можно чемпионаты устраивать по компьютерным играм? Загрузили всех участников во Владивостоке на поезд 099Э и через 6 дней и 17 часов новый чемпион в Москве. Слегка уставший и потный, но довольный.

Причем сами пассажиры будут активно заниматься продвижением РЖД – тут вам и бесконечные фотки в инстраграм жаренной курицы, фото видов с ночных железнодорожных станций и статусы в FB, и твиты с очередной остановки.

Даешь Интернет в массы поездах!

10 Comments Маркетинг для РЖД. Быть или не быть?

  1. Андрей Осадчий

    Интернет не создаст конкурентное преимущество. Привлекательность жд падает с увеличением расстояния, которое надо проехать. Чем дальше путь, тем самолеты предпочитают больше. На расстояниях от 700 до 1000 км доля жд еще высока. Потом ее доля падает, а авиации увеличивается. Так что, РЖД надо пересмотреть в корне свою стратегию по всем параметрам от клиентов до подвижного состава.

  2. Андрей Трофимов

    Расстояние от Сургута до Тюмени примерно 790 км.
    Грубо… При лучшем раскладе, максимальный радиус LTE — 30 км. Желательный — 5 км. Возьмем к примеру — 15 км.
    Т.е. нужно 53 базовые станций на покрытие дороги этого участка.
    Плюс в каждом вагоне нужно ставить LTE приемник и вай-фай точку доступа.
    Дороговато обходится. 🙂
    Нужно выяснять пассажиропоток, запускать пилотные проекты на самых активных дорогах. Пока не сильно актуально, но в дальнейшем многие захотят интернет в дороге. Так что может даже и получится его продавать. А использовать бесплатный интернет в качестве привлечения пассажиров РДЖ — дорого.
    ЗЫ. В Москве на данный момент находится около 2000 базовых станций LTE от МТС.

  3. Иван Пруцков

    В масштабе нашей страны, за отсутствием высокоскоростных поездов, путешествия можно модернизировать до бесконечности.

    Поэтому помимо интернета я бы сделал нормальный душ с нормальным напором воды. 2 душевых на вагон. Принцип работы как на заправках в европе. 120 рублей платишь тебе выдается пароль с которым можно зайти только один раз. Время — 6 минут, это время непрерывного потока воды с хорошим напором.

    Мы на 6 минут умудрялись вдвоем принять душ, просто один выходит, придерживает дверь заходит второй. Потом пароль автоматически перепрограмируется. Со скидкой на менталитет можно сделать полуторную надбавку стоимости).

    В Амстердаме так работает туалет в Старбаксе, пароль печатается на кассовом чеке. Не приобретая ничего, в туалет не попадешь.

    Конечно в таких вагонах должны работать проводники повышенной категории. И зарплата там должна быть на порядок выше. Так же чтобы получить повышенную категорию проводник должен быть хорошим продажником, Успешно выявлять потребности и уметь удовлетворять их.

    1. Ruslan Galka

      Иван, согласен со всем. Смущает только последний пункт, проводник, по моему мнению, не должен быть продавцом, он должен быть хорошим хозяином вагона.

      1. Иван Пруцков

        У них должна быть система мотивации и квалификация отличная от других проводников. Проведение курсов по поддержанию этой квалификации. Если добавить фантазии то на больших станциях завести супервайзеров которые выборочно будут контролировать качество работы, и даже возможно делать фотографии состояния вагона.

        Надо чтобы человек работал, а не сидел на окладе, в противном случае он быстро потеряет хватку и пустит свой вагон «под откос».

Leave A Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *