В большинстве случаев маркетологи и владельцы бизнеса очень редко учитывают макроэкономические и политические факторы и их влияние на свой бизнес. Конечно, одно дело, что там происходит заграницей, а совсем другое по какой цене продавать сосиски в тесте в киоске на железнодорожном вокзале в Н-ске.
Но, как показывает жизнь, на нашей планете все взаимосвязано и, соответственно, должно приниматься в учет при планировании бизнеса. Возьмем в качестве примера ситуацию на Ближнем Востоке, а конкретнее в Египте. Египет давно стал туристической Меккой для россиян. В 2012 году Египет посетили практически 2 миллиона наших соотечественников. А теперь внимание, Аэрофлот, крупнейшая российская авиакомпания, перевезла за июль (самый напряженный месяц у авиаперевозчиков)
А теперь представьте, что беспорядки в Египте будут продолжаться и туристы из России перестанут туда летать. К чему это приведет? Высвободятся огромные транспортные ресурсы. Компании, которые занимаются чартерными рейсами будут вынуждены искать новые направления, чтобы их самолеты летали. В авиа бизнесе, если самолет не летает, он приносит убытки. Так вот, часть рейсов встанет на заграницу, а часть уйдет на региональные рейсы. Причем по высказанному мне экспертному мнению, весьма маловероятно, что эти самолеты пойдут на международные рейсы — так как там все квоты давно распределены и получение допуска очень долгая и ресурсозатратная процедура. На региональных рейсах авиакомпаниям придется конкурировать не только друг с другом (уж они как-нибудь между собой договорятся), но и с железнодорожными перевозками.
Как итог этой конкуренции, пассажиропоток на железной дороге либо снизится, либо увеличится, и тут мы возвращаемся к объему продаж и соответственно цене сосисок в тесте на железнодорожном вокзале Н-ска.
Понижать или повышать, вот в чем вопрос. И это уже вопрос маркетингового профессионализма.