Любимая и ужасно заезженная пластинка владельцев локального бизнеса и маркетологов небольших компаний – убивающая бизнес конкуренция с крупными и федеральными игроками. Буквально несколько лет назад все было хорошо, но вот открылся крупный сетевой магазин, или представительство московской компании или просто конкурент вырос, и все бизнес вести невозможно. Так ли это, и есть ли выход?
Чем побеждает крупный бизнес? Во-первых, зачастую у них больше ресурсов, большие объемы закупок и продаж, и благодаря этому лучше закупочные и отпускные цены. Конкурировать с ними по цене – для большинства локальных бизнесов это самоубийство.
Во-вторых, из-за, что федеральный бизнес весьма масштабный и постоянно растет, единственный вариант поддерживать его эффективность – это максимальная стандартизация всех бизнес-процессов. В этом пункте заключается его сила и потенциальная уязвимость.
Стандартизация бизнес-процессов огромный плюс для больших компаний, позволяющий выдерживать качество обслуживания во всех предприятиях и подразделениях организации на одном уровне. В какой бы магазин федеральной сети вы бы не пришли, вы можете быть уверенны, что вас обслужат одинаково.
Одинаково – ключевое слово — это значит без отличий. У федералов просто не может быть отличий, если они и есть, то только на уровне всей компании, а не одного локального подразделения, с которым необходимо конкурировать вашей организации. И в этом их слабость. Если вы будете отличаться от них, шансы удержать старых и привлечь новых покупателей существенно возрастают.
В качестве примера удачно найденного отличия от конкурентов можно привести небольшой рынок расположенный в районе Отрадное города Москвы. Главной его фишкой является небольшой фонтан с живущими в нем черепахами и рыбками. Этот фонтан является местной достопримечательностью и посмотреть черепашек своих детей приводят мамы со всех близлежащих домов, а заодно и купить овощи-фрукты, и прочие необходимые домой товары. И никого из них не смущает, что товары на рынке дороже на несколько рублей по сравнению с близлежащими крупными магазинами. Ведь действительно, какой смысл искать другие магазины, если здесь детям нравится и можно купить все необходимое. При абсолютно нулевой эстетической ценности (смотрите картинку ниже), этот фонтан является удачной маркетинговой фишкой, привлекающей покупателей на протяжении уже нескольких лет.
Или тоже случай, на моей памяти, в Сургуте в обувном салоне жил маленький крокодильчик. Посмотреть его приезжали со всех уголков города, продажи обуви в этом салоне были рекордными, что его владелец в скором времени открыл большой обувной магазин где-то на юге и уехал туда жить. Правда, я не знаю, есть там крокодил или нет…
Представить такое в сетевом магазине или ресторане просто невозможно. Стандарты.
Подытоживая, сила вашего конкурента зачастую является его слабостью.