Маркетолога считают эффективным, если он способствует росту продаж компании. Но как ему продвигать ненужные товары? Как быть, если продукт вызывает разочарование у покупателя?
Ключевая задача для маркетолога в таком случае помочь покупателю найти причину для покупки, а в будущем для ее самооправдания. Да, платье страшное, но я его купила на день бухгалтера – надела всего раз и забыла. Да, это уже пятая китайская гирлянда, и игрушки уже вешать некуда – ветки ломаются от количества игрушек, но ведь праздники же, надо купить что-то.
Покупателю, как и алкоголику нужен повод, первому, чтобы оправдать свое пьянство, второму – свои ненужные покупки. И маркетологи с удовольствием ему в этом помогут.
Когда я был ребенком, было всего несколько больших праздников – день рождения, день шашлыка на снегу в мае, бессонная ночь красной икры, женский и мужской дни, и какой-то ужасный холодный праздник, отмечаемый всеобщим маршем толи в октябре, толи в ноябре.
Сейчас же, если посмотреть календарь, каждый день какой-то праздник. Если нет праздника – у нас ликвидация стока, распродажа, день рождения уборщицы Гали. Чем не повод для покупки?
Люди уже давно не покупают вещи, они покупают ощущенья от их обладания, впечатления. И маркетологи этим пользуются, и даже пишут книги на то, как помочь покупателю тратить деньги без стресса (самая заметная — «Экономика впечатлений. Работа — это театр, а каждый бизнес — сцена» Джозефа Пайна и Джеймса Гилмора).
Не позволяйте манипулировать вами, если вы ищете повод или оправдание для покупки какого-то товара, то скорее всего он вам не нужен.